Данное пособие написано на «языке дилетанта», чтобы быть доступным максимальному количеству суппортеров, принимающих участие в организованной поддержке. Применяя три нижеприведённых пункта на практике, мы можем придти к слаженному, синхронному и мощному пению. Эта теория – базис, который нужно заложить в себе, чтобы дальше двигаться в направлении "Ах, как поют в Европе!". 1. Певческий столб. Сложно объяснить суть этого термина. Будем считать, что это органы, участвующие в формировании звука – бронхи и трахея. Упражнения: - «кряхтение» без голоса, выталкиваем «столб» в верхнее нёбо, рот полуоткрыт, язык на нижней губе. Пытаемся ощутить, что звук рождается именно внутри, а не в горле; - «г» украинское. То же, но с голосом. Воспроизводим звуки на резких выдохах; - «г» украинское с глубоким вдохом через нос и помощью руками. На вдохе полусогнутые руки идут в стороны. На выдохе «обнимаем сами себя» и пытаемся каждой рукой достать противоположной лопатки. На одном выдохе правая рука сверху, на другом – левая, и т.д.; - представляем, что вокруг груди плотный обруч и стараемся на выдохе его разорвать. Это упражнение можно совмещать с 2-м и 3-им и со всеми песнями; - аналогичное упражнение. Представляем, что сидим в автобусе, и на выдохе стараемся, прижимаясь к спинке, всё же от неё оторваться. Отработав эти пять упражнений, приходим к тому, что звук извлекается не при помощи верхних дыхательных путей, а «выталкивается изнутри». При этом задействованы и мышцы грудной клетки, и брюшной пресс. В этом случае звук извлекается не при помощи голосовых связок, а голосовые связки только его модулируют. Соответственно, усиливается громкость вашего пения, а голос за весь матч не срывается, т.е. вы не хрипнете, т.к. нагрузка распределяется в нужном направлении. Говорят ещё, что если при этом поднести ко рту горящую свечу, она не должна гаснуть; - We will rock you. Два хлопка – хэй! – два хлопка – хэй! - … и т.д. - Пи-тер! (стараемся избавиться от «поросячьего визжания», которое прослушивается у большинства, а на полную катушку используем «певческий столб»); - Вперёд, Зенит! Вперёд, за Питер!; - Сине-бело-голубые! Хэй! Хэй! (Здесь делаем акцент ещё и на первом слоге). 2. Унисон. Полностью выкладываясь, прислушиваемся тем не менее к рядом стоящим соседям, и стремимся к тому, чтобы громкость возросла не от крика, а от резонанса, т.е. от совпадения частот звуков, воспроизводимых исполнителями. Вспомните пример с мостом, который рушится от того, что рота солдат шагает по нему в ногу, из-за чего амплитуда колебаний моста многократно увеличивается. Резонанс волн звукового диапазона и называется унисоном. Это тонкое ощущение, но когда оно достигается, колебания воздуха ощущаются даже кожей. Упражнения: - монотонное «гудение» ууууу! на одной ноте и на одной громкости; - то же «гудение», но с нагнетанием «звукового давления», как при пробитии штрафных или угловых. Некоторые издают такие звуки, когда чокаются, выпивая в компании фанатов. В последнем случае после чокания следует троекратный заряд «Сине-бело-голубые! Хэй! Хэй!» Таким образом, можно совместить упражнения на «певческий столб» и на унисон; - звук сирены, стараемся петь, повторяя поочерёдно два звука «э-у!», при каждой смене звука снова настраиваясь в унисон. В каждой песне звуки меняются гораздо в больших количествах и гораздо чаще. Тем не менее необходимо выработать в себе навык в каждой песне при каждой смене звука попадать в унисон с теми, кто находится рядом. Для этого нужно прислушиваться к соседу на секторе, а не только к собственному голосу. 3. Тактовая структура построения музыкальных произведений. Каждое музыкальное произведение исполняется с определённой скоростью. Эта скорость называется темпом и определяется количеством ударов метронома в минуту. Будем называть один такой удар «долей». Из долей состоит такт, из тактов – музыкальное произведение. Большинство музыкальных произведений, исполняемых нами на стадионе, состоит из числа тактов, кратного четырём. Более того, количество долей в одном такте также кратно четырём. Отсчёт долей и тактов при исполнении музыкальных произведений необходимо довести до автоматизма, даже до уровня инстинкта. И в нашем случае их количество всегда должно быть кратно четырём. Однако один из главных недостатков нашего пения в том, что практически в каждой песне или распевке последние такты «глотаются», их просто нет, музыкальная фраза «обрубается», и за ней тут же следует новая. А ведь на самом деле такты нужно допевать до конца, растягивая гласные. Именно на этих «глотаемых» тактах и должен достигаться основной эффект унисона, который делает песню песней, а не скороговоркой и который придаёт красоту стадионному пению. Чтобы избавиться от ошибок и достичь требуемой красоты, мы должны научиться на уровне автоматизма отсчитывать про себя доли и такты и «удерживать» их до самого окончания отсчёта этого «внутреннего метронома». Это сложно, но это абсолютно возможно. Многие начинают понимать суть тактовой структуры на уровне подсознания, так и не научившись отсчитывать такты. Это нормально. Главное, чтобы результат был достигнут. Упражнения: - оле-оо! - О Петербург! - Эй, ЗЕНИТ, давай забей! - Оле! Оле! ЗЕНИТ Санкт-Петербург! (2 варианта: как со словами, так и просто О-о! О-о! О-о, о-о, о-о-о!..) Для закрепления всех трёх пунктов и тренировки навыков сочетания всех «трёх китов» «в одном флаконе» идеально подходит тема «Славься, славься, ЗЕНИТ ПИТЕР!». Также хорош в этом плане и Гимн фанатов ЗЕНИТА. Особенно отчётливо можно проследить различия между правильной и существующей трактовками тактового строения, если сравнить варианты Гимна, исполняемые перед матчем и в его конце. Правильно – в начале!!! Не забывайте, что при исполнении каждого произведения вы должны одновременно помнить о всех «трёх китах»! И не только помнить, но и исполнять. Сразу всё не получится, но чем больше мы будем работать над собой, тем быстрее к нам придёт успех. Сабонис. Ландскрона |